Качество бензина напрямую влияет на качество жизни автомобилиста. Точнее, косвенно — через «здоровье» автомобиля, качество езды и чек на СТО. Автомобиль состоит из нескольких систем, множества деталей и узлов. И чем он более современный, тем их больше, тем они сложнее. Функционирование машины обеспечивают несколько разных жидкостей, и топливо — одна из них.
При этом машина может «плохо вести себя» даже на отличном бензине. Нестабильную работу систем могут провоцировать множество других неполадок — от топливной до выхлопной системы. Однако у проблем, связанных с горючим ненадлежащего качества, есть один общий признак: они появляются сразу после заправки.
Качество топлива проявляется в моторном отсеке, а именно — в камерах сгорания ДВС. Магистрали до и после — бак, топливопроводы, топливный насос, фильтры, входные и выходные патрубки, катализатор, глушитель — грязное топливо может только слегка засорить отложениями. А если оно не грязное, а с нарушенными пропорциями, то путь до поршней останется чистым. А вот после них — может загрязняться быстрее обычного за счет продуктов сгорания.
Двигатель и бензин взаимосвязаны на уровне разработки. Двигатели проектируют под конкретный тип топлива с конкретным октановым числом. Допустимый диапазон октанового числа — это обычно соседнее в большую сторону, но никогда в меньшую. Например, автомобиль под АИ-92 вполне приемлемо заправлять АИ-95, но очень не рекомендуется заливать в его бак АИ-80. Даже с маркетинговыми приставками «Супер», «Эко», «Ультра» и т. д.
Любые отклонения от нормы, установленной производителем, будут провоцировать нарушения работы мотора. В бензине, помимо сложных углеводородов, которые, собственно, и дают энергию при сгорании, есть другие компоненты: свинец, магний, сера, смолы. Это список основных примесей, наличие которых в топливе заметно. Искажение пропорции любого из них немедленно отражается на поведении мотора в целом:
При определенном стечении обстоятельств может случиться даже так, что в разных камерах сгорания одного двигателя будет топливно-воздушная смесь с разным составом. Да, отличие состава — в лабораторных порядках: доли миллиграмма пропорции. Но в условиях компрессии и горения, которые происходят внутри камер сгорания, такая асимметрия мгновенно передается вибрацией с поршней на коленвал и дальше на все механизмы.
Здесь мы расшифруем термин «некачественный». А точнее, нужно начать с термина «бензин». А еще точнее — откуда и каким образом он берется. Ведь если есть параметр «качество бензина», значит, есть методы и способы этот параметр нарушить.
Бензин производят на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) методами крекинга и риформинга. Не вдаваясь в подробности, отразим алгоритм:
Один из этих углеводородов — самый летучий перед газом — и есть бензин.
Поскольку это химический элемент со сложным составом, нарушить его заданные свойства можно, только изменив пропорции состава. Проще говоря — добавить в него любое химическое вещество. Или не удалить при очистке.
Итак, испортить топливо можно двумя способами:
Это два принципиально разных пути, и «симптомы» будут разные.
Бензин разбавляют или недоочищают только с одной целью — снизить его себестоимость до уровня покрытия рисков и получения заданной незаконной прибыли. Не полностью очищенный бензин — обычно кустарный продукт, который может попадать на региональные заправки, по поддельным документам. Часто это результат сговора сотрудников конкретной АЗС.
Руководство АЗС и НПЗ обычно об этом не знает и никогда на такое не пойдет. Ответственность за такие действия намного серьезнее, чем объем незаконной прибыли. Владельцу сети намного проще и безопаснее торговать качественным продуктом, с чистой совестью продвигать свой бренд на рынке.
В одной сети АЗС на разных заправках может быть бензин разного качества. Обычно это результат действий сотрудников конкретной АЗС.
Разбавить бензин не так-то просто. Подмешивать к нему воду не имеет смысла — у этих двух жидкостей существенно различается плотность. Они не смешиваются. Вода будет всегда на дне емкости. Подмес должен быть одной плотности с топливом — 800-860 кг/м3, при этом горючим и относительно чистым. В товарных количествах такое вещество обычному человеку не достать.
На роль «антиприсадки» в данном случае подходит брак с НПЗ — разные горючие смеси, которые не прошли контроль. Это продукт строгой отчетности: его актируют, списывают, утилизируют по ГОСТу и техническим регламентам. Доступ к этим процессам, документам, самому продукту и транспорту для его перевозки имеют только сотрудники НПЗ в квалификации не ниже инженера и в соответствующей должности.
Проще говоря, чтобы добыть тонны жидкости для разбавления бензина, нужно быть начальником на нефтеперегонном заводе.
Как вариант, дорогие, высокие марки бензина могут разбавлять дешевыми. Например, в свежий АИ-95 подмешивать просроченный АИ-80. Тогда первое, что страдает, — октановое число. Это может стать критичным для машины.
Водитель обычно не видит цвета, плотности, не чувствует запаха заправляемого топлива, его выхлопа. А если видит и чувствует, то не всегда может понять, что что-то идет не так.
Автомобиль сам «скажет» об этом следующими симптомами:
Если есть возможность, рассмотрите бензин в прозрачной стеклянной бутылке, и если он окажется слишком желтым или даже коричневатым, то ни в коем случае не заправляйтесь им. Если ситуация критическая, можно долить минимальное количество, чтобы доехать до следующей заправки.
В 90% случаев даже плохой бензин — все-таки топливо, и машина на нем едет. Важно оценить, насколько приемлемы отклонения от нормы. Они могут быть приемлемыми, а могут быть критичными.
Во всех случаях есть еще два варианта действий. Одно обязательное, другое — желательное.
Обязательно заменить топливный фильтр. А если машина проехала заметное расстояние в режиме детонации — сделать диагностику двигателя. Детонация за короткий период работы мотора может нанести существенный ущерб механической части.
Желательно придать огласке факт наличия некачественного топлива на заправке. Порядок действий будет следующим:
Также полезно будет обнародовать проблему — например, в местных группах автомобилистов в соцсетях. Скорее всего, найдутся водители, которые столкнулись с такой же проблемой на той же заправке. Результат коллективного обращения, например в Роспотребнадзор, будет намного более быстрым.
Старые машины переносят примеси и низкий октан относительно проще, чем современные. Такой автомобиль может просто не завестись, если состав горючего его «не устроит». Для этого новые машины оборудуют датчиками — таким образом производители предотвращают преждевременный износ и поломки.