Каждый водитель знает, что горючее в любом топливном баке — корпоративном или личном — должно быть качественным. Оно должно быть таковым по закону. Однако, в реальности свойства бензина и дизтоплива могут отличаться от заправки к заправке даже в пределах одной сети.
Что такое качество топлива
Для начала определимся с терминами.
Качество топлива — совокупность свойств, которая гарантирует безопасное для техники производство заданного количества энергии.
Чтобы не нанести вред мотору, в горючем не должно быть примесей, то есть оно должно быть чистым. Мотор должен производить заданное количество энергии, выдавать заводскую мощность в зависимости от режима. И, наконец, выхлоп отработанных газов не должен существенно вредить окружающей среде.
Если взять во внимание все эти факторы, то получится короткий список, «мастхэв» для современного бензина и солярки.
- Чистота.
- Стабильный состав круглый год.
- Экологичность.
Последний пункт мало заботит владельцев транспорта. Однако, наличие чёрного дыма из выхлопной трубы часто заставляет их задуматься о чистоте жидкости в баке.
Последним фактором выбора, который не зависит от качества, можно назвать цену. Она должны быть адекватна рынку, иначе даже чистейшее топливо не будут покупать, и оно останется киснуть в резервуарах.
Пункт №2 — «Стабильный состав» — заслуживает особого внимания. В это понятие входит, в частности, октановое число (ОЧ). Показатель складывается из пропорции гептана и октана и напрямую влияет на продолжительность жизни двигателя. Если пропорция смещена — появляется детонация, вибрация, прогорают выпускные клапаны. Например, если вместо заявленных 95 пунктов ОЧ в бензине будет 92 — это мелкие неприятности. А если в нем будет 80, то это уже большие проблемы для владельца. Если ОЧ выше, то опасности нет.
Второй критический момент состава — наличие воды. Она плотнее, тяжелее бензина, оседает на дне бака и создает коррозию. Порядочные заправки осушают топливо разными фильтрами, добавляют присадки.
Разница между сетевой и одиночной заправкой
Принято считать, что крупные сетевые заправки однозначно лучше контролируют качество своего продукта. Тем более, когда речь идет о самих производителях топлива и ГСМ, например «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и других. Да, у них большие возможности для создания следующих условий для получения топлива высокого качества:
- Высокие стандарты производства: современное оборудование, собственные лаборатории, регулярный контроль состава.
- Корпоративные стандарты обслуживания и главное — возможность контролировать их соблюдение. Крупные сетевики быстро реагируют на жалобы, но чаще сами устраняют причины ещё до их появления.
Нельзя сказать, что бензин и солярка на всех региональных или локальных мини-сети хуже, чем у гигантов. Это далеко не всегда так.
Во-первых, всё зависит от добросовестности владельца. Если профилактика оборудования производится вовремя, а топливо закупают у надежного поставщика — с его качеством все будет хорошо.
Во-вторых, все покупают бензин в нескольких местах в России, у тех же гигантов-производителей. На местной одиночной заправке и в сети, например, «Башнефть» будет горючее из одного резервуара. Однако, в случае с экономным «одиночкой» его может испортить видавший виды бензовоз с коррозией внутри или не замененные вовремя фильтры.
Лучшие заправки в России
Сразу стоит сказать, что однозначно «лучшего бензина» выделить не получится. Крупные производители давно и всерьез придерживаются стандартов, а чаще всего сами добровольно повышают их на своих заводах. Водитель голосует кошельком и грязный бензин быстро разорит даже крупный НПЗ в статусе АО.
Поставщикам остается конкурировать в области улучшений — предлагать топливо с присадками для очистки и динамики, экологичные разновидности. А также в области маркетинга — создавать яркие торговые марки и сопровождать их мощной рекламной кампанией.
Мы расскажем о ТОП-заправках России и особенностях их продукта. Все они имеют имя и огромную армию поклонников, которые заправляются только там.
Лукойл
Производит бензин и дизель по стандарту Евро-5 методом глубокой перегонки. Их продукт считается дорогим — цена в среднем на 0,5-1 рубль за литр дороже, чем у других. Но за этот рубль водитель получает пакет присадок в каждом типе горючего. А значит, больше «витаминов» для здоровья своей машины.
Главная «фишка» «Лукойла» — собственные мобильные центры для контроля качества. Компания не ждет, пока на ее бензин пожалуются покупатели и контролирует состав, ОЧ, примеси в среднем в 1,5 раза чаще, чем другие заправки.
В 2022 году «Лукойл» купил 400 АЗС у «Shell».
Газпромнефть
Одни из первых оснастили свои бензовозы системой слежения онлайн (трекеры GPS). Про их бензин особо сказать нечего, он достойного качества, как и у всех. А вот дизель — конек «Газпромнефти». В цикле производства участвует СУГ и загустители — в морозы он сохраняет свойства, чем получает заслуженные баллы от водителей грузовиков и спецтехники.
Тому, кто выбирает постоянную заправку для своего дизельного автомобиля или парка, полезно будет знать, что «Газпромнефть» выписывает паспорт на каждую партию ГСМ. У них не бывает отклонений от маршрута, а значит и «левого» топлива в бензовозе.
Роснефть
Игрок международного уровня. Обладатель лицензии British Petroleum (это что-то вроде звезды Michelin для ресторана), а также неплохого рейтинга от агентства Moody's. Имеет высокое доверие у крупных потребителей, а также у государственных заказчиков.
Компания «помешана» на контроле качества. «Роснефть» еще в 2000-х отказалась от посредников, подрядчиков, аутсорса во всем, что касается качества их продукта. И контролирует только собственными силами, в собственных лабораториях. Помимо плановых проб, «Роснефть» проводит внеплановые проверки — мобильная лаборатория может неожиданно нагрянуть на любую АЗС. Так компания борется против нарушений на местах.
Татнефть
Одна из самых крупных российских сетей — почти 900 АЗС. Бренд встречается в Беларуси, Узбекистане, Казахстане. Компания сама разрабатывает месторождения в Татарстане, производит и поставляет готовое топливо в розничную сеть. Как у любого уважающего себя нефтегазового гиганта, у Татнефти — полный цикл производства и достойный контроль в лабораториях.
Можно точно сказать, что бензин из Татарстана не уступает другим ТОП-маркам. Но у «Татнефти» есть слабое место, или как иногда говорят «точка роста». Это сервис на местах, над которым компании еще предстоит серьезно поработать.
ТНК
Тюменская нефтяная компания — бизнес с непростой историей. Ее создали в 2003 году совместно с British Petroleum, а сейчас она находится под управлением Роснефти. Это не значит, что на заправках ТНК и «Роснефть» один и тот же бензин. Нефть добывается в разных месторождениях и перерабатывается на разных НПЗ.
В копилке ТНК — первый в России бензин с антикоррозийной присадкой. Их топливо Pulsar 5 прославилось защитой от коррозии, а также лучшими показателями по чистоте выхлопа.
Башнефть
Относительно скромный по российским меркам поставщик — менее 600 АЗС в 15 регионах. Во многом похож на Татнефть: собственные месторождения в соседнем регионе, НПЗ и полный цикл. Из явных плюсов — 100-й бензин и минимальные претензии клиентов к качеству купленного топлива.
С чистотой горючего у «Башнефти» проблем нет, но жалобы на недоливы встречаются чаще, чем у других. В рамках данной статьи сложно достоверно сказать — это проделки сотрудников или недостатки оборудования. В любом случае, как говорят, «на скорость не влияет»: бензин из Башкирии точно не хуже любого другого. К тому же «Башнефть» объявила о том, что будет производить топливо стандарта Евро-6.
Neste
Топливо для «гурманов», которое доступно на небольшом количестве АЗС в северо-западной части РФ. Здесь автомобиль получает настоящий финский бензин по российской цене. Он не отличается кардинально от российского, но сама компания имеет две сильных стороны.
1) Высокая стабильность состава.
2) Дорогое, надежное, всегда чистое оборудование и хорошие фильтры, которые заменяют строго по регламенту.
По наблюдениям в Ленинградской, Псковской областях и в Карелии, автомобилисты, в основном владельцы новых автомобилей среднего и выше классов, отдают предпочтение заправке на станциях Neste.
Как определить качество бензина
На месте — никак. Пробы с ведущих заправок сравнить народными методами и приборами бытового класса не получится. Анализаторы и способы исследования, доступные рядовому водителю, позволят выделить только очень «грязный», просроченный или перемешанный бензин — такой на АЗС уже практически не встречается.
Увидеть разницу в 1-3 пункта октанового числа или в долях процента содержания серы можно только в лаборатории, и то — не в каждой. Качество топлива водители оценивают во время работы двигателя:
- по звуку,
- по вибрации,
- по динамике,
- по циклам старт-пуск,
- по расходу.
Наилучший анализ результатов происходит постфактум во время технического обслуживания. Если автомобиль проехал на бензине с одной АЗС / ТК 10-15000 км, мастера на СТО точно скажут о качестве топлива по состоянию топливной и выхлопной системы, а также самого ДВС.
Владельцы автопарков могут сделать вывод о качестве бензина, изучив таблицу расходов:
- на горючее,
- топливные фильтры,
- ремонт топливной и выхлопной систем,
- ремонт, связанный с камерами сгорания, поршнями, клапанами.
Также бизнесменам будет полезно прислушаться к самим водителям-сотрудникам и получить достоверную информацию.