Газовый баллон (ГБ) — верный друг и помощник дачника, владельца загородного дома, строителя-кровельщика и еще многих людей и специалистов. Сжиженный углеводородный газ (СУГ) — это эффективный энергоноситель, который позволяет дешево и быстро приготовить пищу, сделать заготовки на зиму. Точнее, не сам газ, а оборудование, которое работает с его помощью, — плиты, духовки, горелки.
Когда необходим газ в баллонах
Существует три самых популярных ситуации, когда применение ГБ оправдано:
- На объекте нет других источников энергии.
Если нет электричества или трубного газа, а пищу нужно на чем-то готовить, баллон будет хорошим вариантом.
- Слабые электросети и/или дорогое электричество.
Актуально для дач и дачных участков. С помощью небольшой газовой плиты можно сделать заготовки прямо на месте.
- Нужен автономный источник огня.
Например, при наплавлении рулонов битумной кровли или гидроизоляции, резке газом.
В любом случае потребитель будет использовать изделия одного и того же типа независимо от назначения их содержимого.
Какие бывают газовые баллоны
ГБ для пропана рассчитаны на рабочее давление 1,6 МПа (16 бар/атмосфер), а максимально выдерживают до 5 МПа (50 бар/атмосфер). Эти величины диктует строгий ГОСТ 15860-84* «Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов на давление до 1,6 МПа. Технические условия». Условия безопасности одинаковы для всех типов и объемов ГБ.
Емкость стандартных газовых баллонов: 50, 27, 10 и 5 литров
Многие десятилетия на рынке существовали только стальные ГБ. Но в последние 10-15 лет стали набирать популярность композитные емкости. Они полностью соответствуют тем же международным нормам пожарной безопасности, но сделаны из термостойкого стеклопластика. Они легче и удобнее стальных, но при этом стоят дороже.
Способ, регламент и правила заправки, требования безопасности одинаковы для полимерных и стальных газовых баллонов.
Как заправить бытовой баллон на автомобильной газовой заправке
Никак. Это запрещено законом.
К тому же автомобильное ГБО и бытовые баллоны имеют совершенно разные присоединительные элементы, и заправить бытовую емкость на автомобильной газовой заправке (АГЗС) невозможно с технической стороны.
Однако мир не без «добрых» людей, и стоит немного отъехать от города — и уже на АГЗС рядом с газораспределительными колонками то и дело встречаются машины с открытым багажником. Внутри — красные бытовые баллоны, а наполняют их через самодельный штуцер-переходник. Некоторые потребители баллонного газа даже имеют свой личный штуцер. Таким образом «предприниматели» пытаются снять с себя ответственность за нарушение закона. Якобы водитель по своей инициативе, заправляя свой автомобиль газом, использовал переходник и заправлял бытовые емкости.
Стоит ли подробно останавливаться на том, что любые самодельные устройства, приспособления — это опасность взрыва, который может унести жизнь не только самого нарушителя, а еще и окружающих. Ведь мало кто догадается выточить переходник не из обычной дешевой стали, а из дорого искробезопасного сплава меди, бронзы, латуни, алюминия. Обычная сталь, даже если элемент выполнен идеально, высекает искры.
Законный запрет заправлять бытовые баллоны на автомобильных заправках прописан в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2016 г. №1498. С 2017 года ответственность за это несут как продавец газа, так и покупатель. Да, ответственность пока что не очень чувствительная — относительно небольшой штраф. Но она есть.
Где заправить газовый баллон
Несмотря на то, что газ в автомобильных и бытовых ГБ одинаковый — смесь пропана и бутана, — заправляют их по-разному и в разных местах:
- бытовые баллоны — на ГНС — газонаполнительных станциях;
- автомобильные — на АГЗС — автомобильных газовых заправочных станциях.
Оба типа заправок обязательно должны быть сертифицированы
Дело в том, что автомобильное газобаллонное оборудование имеет обязательную встроенную защиту. Это клапан-отсекатель, который перекрывает доступ внутрь емкости, если что-то пошло не так. В нештатной ситуации клапан срабатывает, предотвращая крупные неприятности.
Бытовой ГБ имеет только вентиль, безопасность должны обеспечить сами люди, а конкретно — пользователь и персонал заправочной станции. Распределение ответственности устроено таким образом:
- потребитель обязан обеспечить безопасную эксплуатацию газа по месту и транспортировку баллона к месту заправки/обмена и обратно;
- ГБ должен соответствовать требованиям;
- персонал газонаполнительной станции обязан проверять баллоны и принимать решение об их пригодности к эксплуатации.
В обращении с газом все устроено так, чтобы минимизировать участие потребителя без специфических навыков и знаний в потенциально опасных процессах, к которым относится перезарядка газового баллона.
Газонаполнительные станции бывают двух типов:
- Обменные.
Баллон проверяют, если все в порядке — забирают, а вместо него выдают заполненный. Удобный способ, максимально экономичный по времени. Из минусов — все ГБ общего пользования. - Заправочные.
Здесь проверяют конкретные емкости буквально на ваших глазах. Приходится подождать, но зато у вас на руках всегда ваш баллон.
Принадлежность и судьба газового баллона до того, как он успешно прошел проверку, не имеет значения. Если он прошел проверку — значит, безопасен и полностью пригоден к работе.
Обменные пункты также бывают стационарные и мобильные. Мобильный «обменник» — это зачастую просто грузовик с газовым баллоном, который ездит по отдаленным районам.
Заправка газового баллона сводится к тому, чтобы безопасно доставить его на ГНС. Затем сдать сотруднику, а он уже сам либо проверит и наполнит его, либо примет и выдаст полный. Затем газ нужно так же безопасно отвезти к месту эксплуатации.