• Увеличение прибыльности АЗК
8 800 2500 740ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
автор

АВТОР

Команда АЗС Комплект

время чтения

НА ЧТЕНИЕ

Примерно 5 мин.

просмотры

ПРОСМОТРЫ

7428

Что такое бензин простыми словами

Технология производства

Бензин — смесь горючих углеводородов, производное бензоидной кислоты. Слово «бензин» ввел немецкий химик Митчерлих в 1833 году.

Сырьем для него служит сырая нефть, состав которой различается в зависимости от месторождения. Это влияет не на качество топлива, а на технологический процесс. Бензин для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) делают из легких фракций — светлых дистиллятов, — которые содержатся в составе сырья.

Различают нефть двух условных видов:

  • «легкая» — с содержанием светлых дистиллятов 45–50%;
  • «тяжелая» — с менее чем 45% светлых дистиллятов.

Чем «легче» нефть, тем меньше в нее входит примесей серы, соли и тем больше в процентном соотношении из нее получится горючего.

Бензин получают из нефти или смеси разных ее видов тремя методами: атмосферно-вакуумной перегонки, крекинга и риформинга.

Нефтеперегонная колонна

Метод прямой перегонки

Простая установка атмосферно-вакуумной перегонки состоит из открытых и герметичных емкостей — баков, резервуаров — насосов, трубопроводов, теплообменников и нагревателей.

Технологический процесс:

  1. Первичный нагрев сырья до 100–130 °С.
  2. Обессоливание и обезвоживание.
  3. Нагрев до 200–250 °С.
  4. Отбензинивание — испарение и отвод легкой бензиновой фракции вместе с парами воды и газами с концом кипения 130–150 °С.
  5. Конденсирование паров в конденсаторе.
  6. Отделение от газа и воды.
  7. Обогащение антидетонационными и другими присадками.

Таким образом из сырья получается от 5% до 15% готового продукта.

При перегонке будущий бензин из нефти выпаривают, а остатки идут на производство пластика, мазута, масел.

Крекинг

В прямом переводе «крекинг»означает «расщепление». Сырье расщепляется на молекулярном уровне двумя способами:

  • термический — нагревают до 500 °С под давлением;
  • каталитический — нагревают до 400–500°С и добавляют катализаторы (алюмосиликаты).

Второй способ дает на выходе 50–60% готового продукта с октановым числом (ОЧ) 75–80.

Риформинг

Это крекинг, где сырьем служат низкооктановые бензины, в которые на последней стадии добавляют спирты. Получается этилированный бензин с ОЧ более 95.

Виды бензина

Этот вид горючего различают по назначению и по маркам. Показатель марки, в свою очередь, основан на октановом числе.

Автомобильный

Предназначен для ДВС легковых, грузовых автомобилей, а также стационарных и мобильных установок на их базе — генераторов, станков, насосов и т.д.

Обозначение:

  • А — автомобильный — маркировка назначения;
  • И — исследовательский — метод определения октанового числа;
  • 92, 95, 98… — октановое число.

Важные параметры автомобильного топлива:

  • содержание серы — чем ее больше, тем сильнее будут загрязняться детали и каналы;
  • содержание свинца — чем его больше, тем более вредным получается выхлоп;
  • наличие присадок — антидетонационные, «промывки», «зимние» — адаптируют топливо к условиям и добавляют полезных свойств.

Специализированный бензовоз

Авиационный

Максимально очищенный и улучшенный АИ, который применяют для легкомоторной авиации.

Особенности:

  • маркировка — Б, AvGas;
  • октановое число — от 92 до 115;
  • максимальная химическая стабильность по сравнению с АИ;

Сегодня авиабензин используют минимально, т.к. большие самолеты и истребители летают на керосине.

Бензин-растворитель

Вещество, в котором не повышают ОЧ, но используют его растворительные свойства. Например, для выделения необходимых веществ из масел, канифоли, озокерита. Обладает свойствами обезжиривания, является основой многих технических очистителей, промывок.

Бензин в разноцветных емкостях

Требования к качеству бензина

Исчерпывающая информация о составе, физико-химических свойствах содержится в ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный». Документ не толкует термин «качество», зато вполне точно описывает требования к составу и присадкам. ГОСТ определяет свойства топлива марки АИ с октановым числом 80, 92, 95, 98.

С точки зрения авторов документа, а также экологов наибольшую опасность представляют тетраэтилсвинец и другие металлосодержащие добавки. Упоминание об этом встречается в ГОСТ 32513−2013 в двух местах: в п. 1 «Область применения» и 4.5. «Присадки».

Не допускается применение металлосодержащих присадок (марганец, свинец, железо).

Тетраэтилсвинец — эффективная присадка, есть в свободной продаже в мелкой таре (от 20 мл), но запрещена к промышленному применению в моторном топливе.

Документ также регламентирует:

  • октановое число по моторному и исследовательскому методам;
  • концентрацию смол;
  • массовую долю серы;
  • индукционный период;
  • процент содержания бензола;
  • процент содержания углеводородов;
  • внешний вид;
  • плотность;
  • содержание марганца, железа.

Совокупность свойств, отвечающих требованиям данного документа, и есть то, что мы в обычной жизни называем качеством.

Применение бензина

Данное вещество применяют в двух качествах:

  1. Как жидкое моторное топливо (ЖМТ) для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
  2. Как растворитель для лакокрасочных составов.

Бензин считается «сухим» веществом. В его составе не должно быть масел, но для использования в качестве ЖМТ допускается некоторый процент ГСМ для смазки поршней в камере сгорания.

Некоторые умельцы научились делать кустарное ЖМТ для атмосферных дизельных двигателей из смеси отработанного масла, очищенного бытовыми фильтрами для воды, с 10−20% бензина.

Какие марки бензина продают на АЗС?

Сегодня автозаправочные станции предлагают бензин трех основных марок в зависимости от октанового числа: АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Для владельца автомобиля или установки на основе ДВС не имеет значения, каким способом получено топливо. Главное — его химический состав, а точнее, качество очистки от примесей, серы, свинца.

В России действуют такие нормы:

  • массовая доля серы по ГОСТ 19121-73 — не более 0,1%;
  • массовая концентрация свинца по ГОСТ 28828-90 — не более 0,013 г/дм3.

Также бензин подразделяется на «летний» и «зимний». Первый приспособлен для работы при повышенных температурах, второй — при пониженных. «Приспособлен» — значит, в него добавили специальные присадки, которые, например, вытесняют воду.

Третий показатель, по которому различают бензины на АЗС, — наличие присадок, улучшающих общие эксплуатационные свойства. Например:

  • промывают топливную систему;
  • растворяют нагар на поршнях;
  • раскоксовывают поршневые кольца;
  • очищают выхлопную систему;
  • предупреждают образование нагара, сажи в катализаторе.

Такие продукты обычно имеют звучные маркетинговые названия вроде «Ultra», «Super», «Максимум» и т.п. — слова, которые каждый бренд разрабатывает и продвигает в рекламе.

Разумеется, концентрация таких присадок небольшая, от 5 или 10 литров такого бензина мало что изменится. Но если постоянно заправляться улучшенным топливом между ТО, это будет заметно по уменьшению расходов на запчасти, услуги по прочистке-промывке систем.

Читайте также

Каталог продукции